Дворцовые сооружения, предназначавшиеся для императора и императорской фамилии, не имеют себе равных среди дошедших до нас древних архитектурных сооружений как по грандиозности масштаба, так и по качеству строительства. В этом, в частности, одно из отличий Китая от тех стран, где на первом месте по масштабности и помпезности стоят культовые сооружения.kahovka-service
Императорские дворцы в Древнем Китае строились в виде целостного ансамбля, состоящего из большого числа строений. Все сооружения располагались строго по центральной оси юг-север, причем вдоль самой оси располагались наиболее важные павильоны, а второстепенные сооружения группировались по обеим сторонам от
главных. Передняя половина комплекса служила для повседневных деловых отправлений и дворцовых приемов императора, на задней половине были жилые помещения, сад для прогулок и пр. Будучи обнесенным высокой стеной, весь комплекс представлял собой «город в городе». Дворцовому ансамблю отводилось центральное место в планировке стольного града. Впереди него обычно располагался жертвенно-культовый комплекс, где император совершал молебны и жертвоприношения в честь предков либо по другому поводу, позади дворцового ансамбля шли торговые кварталы. Такого рода планировка, подчеркивавшая центральное место императорской резиденции и отличавшаяся строгой симметрией, была призвана символизировать исключительное положение императорской власти и прочность государственного устройства. Ее придерживались архитекторы всех правивших династий в Китае.
Дворцовые ворота Запретного города
Запретный город (Пекин)
Из дошедших до нас дворцовых ансамблей наиболее грандиозным и сохранившимся наилучшим образом является императорский пурпурный Запретный город в Пекине. Его называют Гугун, что означает «древний дворец». Строительство началось в 1407 г., а завершено было в 1420 г. На протяжении 490 лет он служил резиденцией для 24 императоров династий Мин и Цин. Гугун обнесен крепостной стеной протяженностью 3 км, имеются 4 ворот, обращенные к четырем сторонам света, по углам высятся угловые башни. Весь комплекс окружен рвом с водой.
В планировке Гугуна соблюдены традиции древнекитайского зодчества: в передней половине разместились помещения для приемов и управленческих функций императора, на задней половине расположены жилые помещения. В передней части главными сооружениями являются три павильона: Тайхэдянь, Чжунхэдян и Баохэдянь. Павильон Тайхэдянь служил местом больших дворцовых приемов по случаю коронования, дней рождения, бракосочетания императора, по случаю начала военных действий, а также всенародных праздников — праздника Весны, праздника Середины осени и пр. Во время приемов император заслушивал доклады сановников и отдавал распоряжения. На задней половине дворцовой территории располагаются помещения, где жили императорские жены и дети. Здесь разбит сад для прогулок, а кроме того, предусмотрены комнаты, где император занимался государственными делами.
Особенности Гугуна как архитектурного комплекса воплотили идею иерархического устройства, которое возглавлял император. Помещения, непосредственно связанные с деятельностью императора, располагаются строго вдоль центральной оси симметрии, причем самый главный павильон Тайхэ занимает центральное место в передней половине комплекса и превосходит все остальные строения как по размеру и продуманности планировки, так и по богатству оформления. От передних ворот Умэнь открывается вид на весь комплекс, в крепостной стене которого имеется всего пять входов, центральные ворота служили исключительно для выезда императора, боковые ворота — для гражданских и военных сановников, членов императорской фамилии и лиц, выдержавших государ-
Павильон Тайхэдянь в Запретном городе
Алтарь Шэцзи
ственные экзамены на звание «цзинши». Даже в оформлении створок ворот придерживались рангового принципа. Дело в том, что на поверхности створок ворот, ведущих в Гугун, можно видеть ряды шишек-шляпок от гвоздей. Первоначально это действительно были шляпки гвоздей, которыми прибивали доски. Но со временем они стали играть роль декора. Еще при Минской династии было постановлено, что для императорских дворцов ворота красятся в красный цвет, а шляпки гвоздей покрываются позолотой, для резиденций членов императорской фамилии и сановников в зависимости от ранга полагалось красить ворота в разные цвета — красный, зеленый, черный, а шишки делать соответственно из золота, бронзы, железа. Существовали установления, касавшиеся количества шишек. На воротах Гугуна можно сосчитать 9 рядов по 9 шишек в каждом ряду, всего 81. Это пожалуй самая большая цифра. Для нижестоящих рангов был установлен предел от 25 до 49 шишек. Строго запрещалось людям из народа строить помещения в стиле императорских дворцов,
покрывать кровлю золотистого цвета черепицей, в Пекине запрещалось также строить здания, которые по высоте превосходили бы императорский дворец. Словом, идея непревзойденного величия императора и неприкосновенности императорского авторитета была доведена до кульминации.